Морская мощь России
Широко известны достижения отечественных ученых и конструкторов в области судостроения. В середине XIX в. во всем мире начинается переход от строительства деревянных парусных судов к паровым судам, появляются корабли, изготовленные из металла. Отечественный военно-морской флот становится броненосным.
История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших свое время. Особенно интересна судьба Петра Акиндиновича Титова, ставшего главным инженером крупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советский кораблестроитель академик А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.
В 1834 г., когда флот не имел ни одного металлического корабля, на Александровском литейном заводе была построена подводная лодка, сделанная из металла. Ее вооружение состояло из шеста с гарпуном, пороховой мины и четырех пусковых установок для запуска ракет.
В 1904г. по проекту И.Г. Бубнова — знаменитого строителя линейных кораблей — была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки "Акула" и "Барс" оказались более совершенными, чем подводные суда всех воевавших в первую мировую войну стран.
Русский флот намного опередил иностранные флоты в развитии минного оружия. Эффективные мины были разработаны нашими соотечественниками И.И. Фицтумом, П.Л. Шиллингом, Б.С. Якобсоном, Н.Н. Азаровым. Противолодочную глубинную бомбу создал наш ученый Б.Ю. Аверкиев.
В 1913 г.русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолет. С тех пор в отечественном военно-морском флоте велись работы по оборудованию судов в качестве носителей корабельной авиации, Созданные на Черном море авиатранспорты, которые могли принимать до семи гидросамолетов, участвовали в боевых действиях в годы первой мировой войны.
Крылья Родины
Великие умы Отечества создавали и авиационную технику. Подлинным новатором стал конструктор А.Ф. Можайский, на 10—15 лет опередивший зарубежных конкурентов. Можайский создал действующую модель самолета, которая в 1877 г. была представлена комиссии по воздухоплаванию. Русский изобретатель не только показал в деталях конструкции будущего аппарата, но и продемонстрировал все элементы полета: разбег, взлет, полет и посадку. Впоследствии капитан Можайский создал летательный аппарат в натуральную величину, но комиссия дала отрицательное заключение на аэроплан Можайского и рекомендовала ему отказаться от создания самолета с неподвижным крылом и троить его "по образцу птиц с машущими крыльями", с чем конструктор не соглашался. Первые неудачные летные испытания не остановили офицера, и он настойчиво совершенствовал аэроплан до самой своей смерти (весна 1890 г.).
Одним из первых русских авиационных конструкторов, прославивших отечественную науку и технику, был Я.М. Гаккель (1874—1945). В период с 1908 по 1912 г. он спроектировал 15 самолетов различных типов и назначения. При этом он непрерывно улучшал качество машин, их летно-технические данные.
Выдающийся вклад в развитие отечественной авиации внесли конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, В.М. Петляков, СВ. Ильюшин и Г.М. Бериев. В руководимых ими конструкторских бюро за очень короткие сроки были сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, созданы летающие лодки и корабельные самолеты. Бронированный самолет-штурмовик Ил-2 конструкции Ильюшина с мощным стрел-ково-пушечным, ракетным и бомбовым вооружением отличался высокой маневренностью и простотой в пилотировании. Он стал непревзойденным в годы второй мировой войны самолетом непосредственной поддержки наземных войск.
Бомбардировщик Ил-4 явился новой машиной советской дальней авиации. Именно эти машины бомбили в 1941 г. Берлин, Штеттин, Данциг и другие военные объекты фашистской Германии. На Северном, Балтийском и Черном морях самолет использовался как торпедоносец.
Высокими боевыми характеристиками отличались также истребители Як-1 и ЛаГ-Г-3 конструкторов Яковлева и Лавочкина, высотная боевая машина МиГ-3, созданная в КБ Микояна, дальний и фронтовой бомбардировщики Пе-8 и Пе-2 конструктора Петлякова. По многим показателям наши боевые машины превосходили самолеты, состоявшие в те годы на вооружении фашистской Германии.
Не имеют аналогов
Талант и подвижничество наших учёных и конструкторов позволяют иметь такие образцы вооружения, которых не имеет ни одна армия мира. Так, только Россия обладает экранопланами. Генеральным конструктором первых экранопланов является Р.Е. Алексеев. В конце 40-х годов он создал торпедный катер на подводных крыльях с невиданной по тем временам скоростью — 140 км/час и высокими мореходными качествами. Появившиеся впоследствии "Ракеты" и "Метеоры" — детище военного ученого.
На Западе также проектировали экранопланы, но после ряда неудач свернули работы. В нашей стране экранопланы создавались в различных вариантах: ударном, противолодочном, спасательном. Экраноплан водоизмещением более 500 т и скоростью 400—500 км/час испытывал сам генеральный конструктор. Уникальная техника способна не только осуществлять десантирование в военных целях, но и выполнять мирные пассажирские, грузовые перевозки, вести спасательные и научно-исследовательские работы.
Не имеет аналогов и противотанковый вертолет КА-50, названный "Черной акулой". С 1982 г. эта боевая машина не раз выигрывала различные конкурсы, приводила в изумление специалистов на всевозможных выставках.
Вертолет обладает мощным вооружением. На нем установлены блоки НУРС, пусковые установки ПТУР "Вихрь" с наведением по лазерному лучу, пушка калибра 30 мм, с боекомплектом 500 снарядов. Ракеты запускаются с 8—10 км, то есть вне зоны действия объектовой ПВО противника. Катапультное кресло летчика и предварительное отстреливание лопастей вертолета обеспечивают спасение пилота во всем диапазоне скоростей и высот, включая нулевые.
В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику СУ-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик СУ-34. Его основное предназначение — поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.